Сегодня самому именитому джазмену России Игорю Бутману исполняется 60 лет

27 октября самому именитому джазмену России Игорю Бутману исполняется 60 лет.

Сегодня самому именитому джазмену России Игорю Бутману исполняется 60 лет

Балагур, отличный рассказчик, душа любой компании и немного авантюрист, а при этом – человек очень целеустремленный и практичный, вроде только начнешь с ним говорить, а его уже рвут на части. И вот Игорь Бутман мчится на репетицию, потом сразу – в Академию джаза, которую он сам создал и где преподает, а затем – на тренировку хоккейной "Ночной лиги"… И поэтому беседовали мы с народным артистом России в разных местах, порой и на бегу. Кстати, после беседы с обозревателем "РГ" Игорь Михайлович снова умчался – его пригласили выступить на престижном джазовом фестивале в Амстердаме. И он, конечно, успел и туда, а потом вернулся репетировать в Государственный Кремлевский дворец – свой день рождения он отметит именно там большим гала-концертом, в котором выступят Сергей Мазаев, Валерий Сюткин, Олег Аккуратов и другие, во многом полюбившие джаз именно благодаря Игорю Бутману. И сразятся в дружеском поединке ведущие джазовые оркестры России и США…

В юности вы были хоккейным нападающим, готовились играть в ленинградском СКА. Повлияли ли приглашения групп "Аквариум" и "Кино" сыграть вместе с ними на то, что музыка в итоге стала профессией, а спорт – хобби? Или вы как раз решали: что выгоднее – быть хорошим нападающим или музыкантом?

Игорь Бутман: Для того чтобы в те времена заработать хоккеем, надо было как минимум играть в сборной СССР. И ради этого пройти тяжелейший путь, на который я не уверен, что был способен. Да и насколько век хоккеиста долог и безболезненна жизнь после него?! Я ведь видел ребят (тогда они мне казались взрослыми дядьками), которых выбрасывали на улицу даже после того, как они завоевали бронзовые медали в сезоне 1971-1972. И они не знали, что делать…

А я до того, как начал играть с "Аквариумом" и "Кино", уже занимался джазом и ходил в джаз-клуб "Квадрат", выступал там, получал первые аплодисменты. И начинал понимать, что судьба музыканта может быть всерьез и надолго. В отличие от хоккея. И главное, мне было интересно на сцене, я видел в этом, как в хоккее, – вызов и испытание для себя! И хотел проверить себя по максимуму и доказать, что и здесь многое смогу. Да и музыка мне очень нравилась…

Затем вы уехали в США, поступили в главный джазовый вуз мира – Музыкальный колледж Беркли – тоже попытка доказать что-то окружающим или самому себе? Ведь туда до вас, кажется, еще не принимали русских?

Игорь Бутман: Я хотел уехать давно, потому что не был согласен с методами построения коммунизма в отдельно взятой стране. Мне казалось невозможным создать такую идиллию, как предлагали наши уважаемые вожди. И я планировал жить за границей, потому что понимал: страна наша закрытая, да и джаз в Советском Союзе не самая популярная музыка, поэтому мне не удастся поездить с концертами по всему миру и сыграть с лучшими музыкантами. Ну и научиться играть по-настоящему круто, живя в одной стране, вряд ли удастся.

Что говорил мой папа? Что саксофон парит над оркестром

Да, у нас были и свои отличные музыканты: я мог почерпнуть у них очень многое, но не все. К тому же гастроли со звездами джаза из разных стран – все-таки самая лучшая школа и опыт. И чтобы они стали возможны, мне нужно было уехать из СССР. Но когда в 1992 году я вернулся в первый раз, то увидел совсем другую страну. И другое состояние джаза, да и отношение к нему. После чего начал возвращаться, возвращаться, женился на русской девушке. Ей не дали визу в Америку. И поэтому я тоже остался на подольше. Это дало мне возможность организовывать фестивали и концерты, играть с лучшими музыкантами России и мира. И в итоге я остался, прижился в Москве, это мой дом.

Кстати, когда я учился в Беркли, с 1987 по 1989 год, там не было ни одного музыканта из России. Зато одновременно со мной там оказались Рой Харгрув, Джеф Кизер, Антонио Харт, Данила Перес – мы играли в одних ансамблях, дружили, теперь многие стали очень хорошими музыкантами, и теперь, когда мы иногда встречаемся, то очень тепло вспоминаем те времена.

Ваш папа Михаил Бутман был очень хорошим джазовым барабанщиком в Ленинграде. И младший брат Олег тоже выбрал этот инструмент. Ну, а вы – саксофон. Хотели создать семейный ансамбль?

Игорь Бутман: Да, все верно. Но вначале я играл на гитаре, и мой брат тоже хотел ее освоить. Но попутно я учился играть на кларнете в музыкальной школе. Потому что отец все время восторженно рассказывал про Бенни Гудмана, который играл на кларнете и на саксофоне.

И я правильно все просчитал и пошел учиться на кларнете, потому что это – первый шаг к саксофону. Но тогда я еще любил рок, играл на гитаре и кларнете. И только поступив уже и в музыкальное училище, открыл для себя джаз. И это было для меня очень важно. У Олега все было непросто: он тоже пошел в музыкальную школу, но там не было класса гитары, и ему пришлось учиться игре на балалайке. Он и учился, а потом я сказал: "Давай, переходи на ударные, нам нужен барабанщик!" И брат охотно согласился.

У вас тоже два сына. И они тоже решали, на каких инструментах играть уже им?

Игорь Бутман: Они вообще ни на чем не играют, к сожалению. Или к счастью. Я не увидел у них рвения к музыке, а заставлять не стал. Я пытался говорить им то, что говорил мне папа. Что говорил папа? Что саксофон парит над оркестром, как флейта и кларнет! Я им тоже: "Саксофон, кларнет, рояль, слава, успех, джаз"! Но ничего не сработало…

Иногда вы совершали дерзкие поступки. Например, однажды написали гневное письмо президенту США, тогда им был Барак Обама.

Игорь Бутман: Да, было такое. Меня возмутило то, что американским музыкантам запрещают выступать на джазовом фестивале в Крыму. И написал об этом Обаме. Было там и про то, что я лауреат нескольких премий дружбы между Россией и Америкой. И что я много работаю для того, чтобы все люди понимали, что "лучше худой мир, чем хорошая ссора или война". Я писал о том, что нам есть о чем поговорить, мы можем и должны вести диалог. Ведь за многие идеалы мы сражались с американцами вместе – например, против фашизма во время Второй мировой войны… У нас есть и общая культура, есть музыканты, славу которых делят две наши страны, например Игорь Стравинский и Сергей Рахманинов. Обо всем этом я и написал.

И получил ответ. В нем говорилось, что нет, нельзя. Конечно, он меня совсем не порадовал. Но препятствий моим следующим гастролям по США чинить не стали…

А вскоре после этого вы создали международный фестиваль Jazz Across Borders ("Джаз через границы"), новую "джазовую дипломатию", как вы объяснили. А потом вновь увлеклись организацией фестивалей в России. Важно ли вам любить город, в котором создаете очередной новый фестиваль, или основное – найти верных союзников-бизнесменов?

Игорь Бутман: Я знаю многих энтузиастов, которые организуют джазовые фестивали в своих городах. И эти люди, зная меня или слыша какие-то отзывы обо мне, звали помочь, поработать вместе. После чего я со своей командой вливался в их коллектив и старался сделать так, чтобы эти фестивали стали еще лучше. Одним из таких, в Мордовии, занимались Георгий Гаранян и Даниил Крамер, средств было немного, и поэтому энтузиазм их вскоре иссяк. После чего местные руководители обратились ко мне, мы стали искать новые источники финансирования, и все у нас получилось…

Как мы нашли средства? Я встретился с главой Мордовии, мы обсудили, почему фестиваль – это благо для республики. Нашли заинтересованных спонсоров, завод из Саратова. Наверное, у предыдущих организаторов на это не хватило времени и сил. Мы провели обновленный фестиваль, привезли звездных артистов из Америки, почувствовали интерес публики. Ведь прежде Гаранян и Крамер были художественными руководителями, а всю остальную работу делали ребята из Саранска. Ну а мы взялись сразу за все и сделали на высоком уровне. Нас попросили продолжить, ведь на фестиваль приезжали и из других городов, стало больше и туристов…

Вы и прежде были таким энергичным и практичным или эти качества у вас появились только с начала 90-х, когда вы сделали свой первый фестиваль "Триумф джаза"?

Игорь Бутман: Конечно, я и раньше был очень энергичным. А иначе как бы я попал к Голощекину, а потом к Лундстрему? Но энергии мало, надо много работать. Вот в ансамбль Голощекина меня привел на прослушивание друг-музыкант. Я сыграл и ушел. А через год Давид Семенович и сам меня где-то услышал, понял, как я вырос, и сам пригласил к себе. Важно было и то, что обо мне уже шла молва как о хорошем музыканте. Поэтому через два с половиной года, тоже где-то услышав, позвал в свой оркестр Лундстрем. А затем и Левиновский, но чтобы прийти в его "Аллегро", пришлось уехать из родного Питера и сделать прописку в Москве.

Много гастролируя по миру, можете ли сказать, есть ли какая-то фирменная, национальная примета именно российского джаза? Или мы уже вросли в общемировую традицию и мало чем отличаемся от лучших джазовых школ?

Игорь Бутман: Да, мы вросли, стали частью мирового джаза. Но фирменная примета есть – мне кажется, что в нашей игре и музыке больше страсти. Даже больше, чем у американцев. Они себя сдерживают, порой искусственно, а у нас не получается сдерживать себя.