Пять экранизаций по Гюставу Флоберу

“Мадам Бовари” Флобера – пожалуй, одно из самых экранизируемых произведений французской литературы. На втором месте, наверное, “Милый друг” Мопассана. “Мадам Бовари” в кино получались слишком разные – начиная от первой экранизации 1949 года и заканчивая фильмом 2014 года. Роман шокировал французское общество, а автора преследовали за непристойность. Кстати, Флобер выиграл дело в суде.

В день 200-летия со дня рождения Флобера “РГ” предлагает пересмотреть самые известные фильмы по его книгам.

“Саламбо” (1960)

Пять экранизаций по Гюставу Флоберу

Действие одноименного романа Флобера происходит в древнем Карфагене в эпоху Первой Пунической войны, то есть в III веке до н.э., когда знаменитый карфагенский полководец Гамилькар Барка с невиданной жестокостью подавил восстание наемных войск. Это история страсти одного из вождей наемников, предводителя отряда ливийцев Мато к дочери Гамилькара, прекрасной жрице богини Танит – Саламбо. Девушка, сама того не желая, отдается этой страсти, казавшейся ей волей богов… С этой картиной 1960 года, снятой Серджио Гриеко, случился скандал – в Италии ее посчитали слишком откровенной – министерство культурного наследия потребовало вырезать сцену, где Мато целует грудь и шею Саламбо. Что ж, несмотря на вырезанную сцену, фильм получился достойным своего литературного источника – буйство красок юга, колорит и привлекательная история переданы превосходно.

Сериал “Воспитание чувств” (1973)

Пять экранизаций по Гюставу Флоберу

Пятисерийный французский сериал снят Марселем Кревенном. Точное следование оригиналу – одноименному роману Флобера – делают фильм классикой. В центре сюжета – вечная борьба чувства и долга: восемнадцатилетний Фредерик Моро, сын провинциальных буржуа, едет в Париж с не очень ясными для него целями: выучиться на юриста, чтобы порадовать мать, а, может, стать поэтом или художником – то, что ему хочется больше всего. Он знакомится с торговцем Жаком Арну и влюбляется в его очаровательную жену. Но она готова только на платоническое чувство. Моро не теряется и заводит роман с любовницей Арну – беспечной куртизанкой. На ней “донжуанский” список Моро не закончится…

“Госпожа Бовари” (2000)

Пять экранизаций по Гюставу Флоберу

Первая киноверсия знаменитого романа Флобера увидела свет в Голливуде в 1932 году и называлась “Порочная любовь”. А самой известной американской экранизацией романа считается черно-белая лента 1949 года в постановке Винсенте Миннелли, супруга Джуди Гарленд и отца Лайзы Миннелли. Фильм 2000-го года – мини-сериал от BBC, номинировавшийся на премию “Золотой глобус”. Номинацию фильму принесла исполнительница главной роли – Фрэнсис O’Коннор. У Тима Файвелла получилась этакая “английская” версия знаменитого сюжета. Мужчины – сплошь джентльмены, свет холодный и чопорный, а дамы сдержаны на чувства – уж точно не француженки. “Самой романтической сказки из всех” (как называл историю Эммы Бовари Владимир Набоков – “С точки зрения стиля перед нами проза, берущая на себя обязанности поэзии”, – писал он) не получилось, зато зрителям в фильме все понятно, почему Эмма поступает так, а не иначе.

“Простая душа” (2008)

Пять экранизаций по Гюставу Флоберу

Еще одна экранизация романа Гюстава Флобера от Марион Лэне. Фелисите никак не может забыть свою первую любовь. Человек, которого она так любила, жестоко обошелся с ней. Устроившись служанкой в дом недавно овдовевшей Матильды Обэн, живущей с двумя детьми, она пытается забыть все, что было. Но время не лечит быстро… Эту психологическую драму стоит смотреть, в первую очередь, ради неподражаемой игры Сандрин Боннэр. Благодаря ей, фильм насквозь проникнут болью и хрупкостью бытия.

“Госпожа Бовари” (2014)

Последняя по времени экранизации “Мадам Бовари” от Софи Бартез. Погрязшую во лжи Эмму сыграла звезда фильма “Алиса в стране чудес” Миа Васиковска. Критики и зрители обвиняли фильм в слишком упрощенном подходе к книге. Уж слишком алчной и эгоистичной получилась Эмма Бовари в этом фильме. “Я ненавижу пошлых героев и сдержанность в проявлении чувств – этого и в жизни довольно”, – говорит Эмма-Васиковска. И следует выбранному пути неукоснительно.