Пять экранизаций по Гюставу Флоберу
“Мадам Бовари” Флобера – пожалуй, одно из самых экранизируемых произведений французской литературы. На втором месте, наверное, “Милый друг” Мопассана. “Мадам Бовари” в кино получались слишком разные – начиная от первой экранизации 1949 года и заканчивая фильмом 2014 года. Роман шокировал французское общество, а автора преследовали за непристойность. Кстати, Флобер выиграл дело в суде.
В день 200-летия со дня рождения Флобера “РГ” предлагает пересмотреть самые известные фильмы по его книгам.
“Саламбо” (1960)
Действие одноименного романа Флобера происходит в древнем Карфагене в эпоху Первой Пунической войны, то есть в III веке до н.э., когда знаменитый карфагенский полководец Гамилькар Барка с невиданной жестокостью подавил восстание наемных войск. Это история страсти одного из вождей наемников, предводителя отряда ливийцев Мато к дочери Гамилькара, прекрасной жрице богини Танит – Саламбо. Девушка, сама того не желая, отдается этой страсти, казавшейся ей волей богов… С этой картиной 1960 года, снятой Серджио Гриеко, случился скандал – в Италии ее посчитали слишком откровенной – министерство культурного наследия потребовало вырезать сцену, где Мато целует грудь и шею Саламбо. Что ж, несмотря на вырезанную сцену, фильм получился достойным своего литературного источника – буйство красок юга, колорит и привлекательная история переданы превосходно.
Сериал “Воспитание чувств” (1973)
Пятисерийный французский сериал снят Марселем Кревенном. Точное следование оригиналу – одноименному роману Флобера – делают фильм классикой. В центре сюжета – вечная борьба чувства и долга: восемнадцатилетний Фредерик Моро, сын провинциальных буржуа, едет в Париж с не очень ясными для него целями: выучиться на юриста, чтобы порадовать мать, а, может, стать поэтом или художником – то, что ему хочется больше всего. Он знакомится с торговцем Жаком Арну и влюбляется в его очаровательную жену. Но она готова только на платоническое чувство. Моро не теряется и заводит роман с любовницей Арну – беспечной куртизанкой. На ней “донжуанский” список Моро не закончится…
“Госпожа Бовари” (2000)
Первая киноверсия знаменитого романа Флобера увидела свет в Голливуде в 1932 году и называлась “Порочная любовь”. А самой известной американской экранизацией романа считается черно-белая лента 1949 года в постановке Винсенте Миннелли, супруга Джуди Гарленд и отца Лайзы Миннелли. Фильм 2000-го года – мини-сериал от BBC, номинировавшийся на премию “Золотой глобус”. Номинацию фильму принесла исполнительница главной роли – Фрэнсис O’Коннор. У Тима Файвелла получилась этакая “английская” версия знаменитого сюжета. Мужчины – сплошь джентльмены, свет холодный и чопорный, а дамы сдержаны на чувства – уж точно не француженки. “Самой романтической сказки из всех” (как называл историю Эммы Бовари Владимир Набоков – “С точки зрения стиля перед нами проза, берущая на себя обязанности поэзии”, – писал он) не получилось, зато зрителям в фильме все понятно, почему Эмма поступает так, а не иначе.
“Простая душа” (2008)
Еще одна экранизация романа Гюстава Флобера от Марион Лэне. Фелисите никак не может забыть свою первую любовь. Человек, которого она так любила, жестоко обошелся с ней. Устроившись служанкой в дом недавно овдовевшей Матильды Обэн, живущей с двумя детьми, она пытается забыть все, что было. Но время не лечит быстро… Эту психологическую драму стоит смотреть, в первую очередь, ради неподражаемой игры Сандрин Боннэр. Благодаря ей, фильм насквозь проникнут болью и хрупкостью бытия.
“Госпожа Бовари” (2014)
Последняя по времени экранизации “Мадам Бовари” от Софи Бартез. Погрязшую во лжи Эмму сыграла звезда фильма “Алиса в стране чудес” Миа Васиковска. Критики и зрители обвиняли фильм в слишком упрощенном подходе к книге. Уж слишком алчной и эгоистичной получилась Эмма Бовари в этом фильме. “Я ненавижу пошлых героев и сдержанность в проявлении чувств – этого и в жизни довольно”, – говорит Эмма-Васиковска. И следует выбранному пути неукоснительно.