Садовое в граните. Завершена реконструкция круговой магистрали столицы

«Благоустройство Садового кольца – самый крупный и сложный проект «Моей улицы», – считает мэр Москвы Сергей Собянин. – Здесь переплелись история и современность. Это главная транспортная магистраль и самая большая историческая улица центра Москвы одновременно».

На прошлой неделе он открыл после реконструкции участок Садового – ул. Валовую и Серпуховскую площадь.

«Моя улица» – моя история

Началом истории Садового кольца принято считать 1591-1592 гг., когда по повелению Бориса Годунова при царе Феодоре Иоанновиче насыпали земляной вал с дубовыми стенами и башнями для защиты от набегов крымских татар. К концу 

XVII в. этот вал превратился в таможенную границу города. А ещё через 100 лет, когда он уже разрушался, здесь образовались просторные площади и проезды.

К 1830 г. появилась широкая, кольцевая, мощённая булыжником улица длиной в 16 км. Потом по ней пошли трамваи, потом – троллейбусы… 

По словам мэра, нынешние работы по благоустройству требовали учесть интересы водителей, пешеходов, пассажиров городского транспорта, жителей домов на кольце, владельцев бизнеса и много чего ещё. Сейчас всё позади – работы завершаются, осталось только высадить новые деревья, но это уже поздней осенью.

Проект благоустройства Садового поддержали 86% жителей столицы, принявших участие в голосовании на портале «Активный гражданин». 

Прогулка по Валовой

Эта улица возникла в 1816-1820 гг. после сноса земляного вала. Как и на других улицах Замоскворечья, здесь решили не разбивать палисадников. Поэтому она не стала Садовой, а осталась просто Валовой.

В XIX в. улица то выделялась из состава Зацепского вала, то вновь в него вливалась, и только к началу ХХ в. обе закрепились в нынешних границах. В 1979 г. за счёт сноса домов по нечётной стороне Валовую расширили с 10 до 40 м, уравняв по ширине с другими участками Садового кольца. 

Работы по благоустройству Валовой улицы и примыкающей к ней Серпуховской площади начались ещё в апреле. Авторы проекта стремились, чтобы и улица, и площадь сохранили свои транспортные функции, но при этом стали красивее и безопаснее для пешеходов.

У 700-метровой улицы тротуары теперь шире в среднем на 2-3 метра с каждой стороны – они 12-метровые. Их пропускная способность увеличилась на треть – до 5 тыс. человек в час. Пешеходы защищены от уличного шума и пыли газонами и зелёными аллеями (их общая площадь – 1633 кв. м).

Старинная улица получила новое гранитное мощение. Это крупноформатные плиты с месторождений «Возрождение» (Ленинградская обл.), «Мансуровское» (Башкирия), «Цветок Урала» (Челябинская обл.). Бортовая «оправа» протянулась на 3720 метров.

Модернизирована система освещения пешеходной зоны: вдоль улицы установлено 36 новых опор основного освещения с энергосберегающими светильниками и 9 дополнительных торшеров на тротуарах. А для удобства навигации появились 6 информационных стел.  

Многочисленные провода теперь не портят вид – кабельные линии под землёй. Помимо кабельной канализации проложили водосток, устроили гранитный жёлоб. Для отвода дождевых вод с тротуаров сделаны водосточные сети, реконструированы старые и добавлены новые колодцы, а водоприёмных решёток теперь в 6 раз больше, чем раньше. 

Схема движения транспорта на Валовой улице не изменилась. Сохранилось по 5 полос в каждом направлении, при этом крайняя правая полоса теперь предназначена только для движения маршрутного транспорта. Пропускная способность автотранспорта не уменьшилась, а движение машин стало более организованным.

На 4 старых остановках (у Большого Строченовского пер. с обеих сторон кольца, а также на повороте на Дубининскую ул. и рядом с метро «Павелецкая») появились новые павиль-оны, в которых есть Wi-Fi и можно зарядить гаджеты.

На улице, где парковок не было вообще, теперь 32 парковочных места, в том числе 2 для стоянки такси. 

Одним словом, основные работы по благоустройству Валовой завершены. Разве что присесть пока негде. Но уже в сентябре появятся 57 лавочек и урн, а также завершится ремонт фасадов выходящих на улицу 22 зданий. Позже, в октябре-ноябре, высадят 149  клёнов, рябин, яблонь и лип, а также и 6,7 тыс. кустов сирени, клематиса и других растений, радующих глаз во время цветения.

Обновлённая площадь

Серпуховская пл., в разные годы именовавшаяся  Добрынинской и пл. Карла Либкнехта, появилась в конце XVIII в. на месте Серпуховских ворот Земляного города, известных с конца XVII в. Здесь сходились дороги из центра столицы в города Южной Руси.

Построенные в 1775 г. в честь победы над турками Серпуховские ворота, как и весь земляной вал, снесены в 1798 г. В XIX – начале XX вв. на площади располагался рынок, в 1913 г. на его месте был разбит сквер с фонтаном, а в 1928-м  построен универмаг «Красное Замоскворечье». В 1950-м открыт наземный вестибюль ст. м. «Серпуховская» (с 1961 г. – «Добрынинская»), в 1960-х разбит новый сквер и сооружён подземный транспортный тоннель. 

Сегодняшние архитекторы расширили пешеходную зону площади в среднем на 1,5-2 м, а на обновлённых тротуарах разбили газоны. Воздушные кабельные линии тоже убрали под землю, привели в порядок водосток и проложили водосточные сети, водоприёмных решёток стало в 4 раза больше.

Пешеходная зона будет светлой в тёмное время суток – здесь установили 22 новые опоры основного освещения с энергосберегающими светильниками и 9 дополнительных торшеров на тротуарах. На площади появились и 3 стелы информации.

Схема движения транспорта осталась прежней, но поворот на Люсиновскую изменился (см. с. 16-17). На одной из двух остановок маршрутного транспорта (с обеих сторон движения) уже установлен современный павильон, на второй он скоро появится.

Два здания на Большой Серпуховской улице обновили свои фасады. Сквер на площади тоже обновлён. А скоро здесь появятся 11 скамеек и урн, позже подсадят 

18 деревьев и 55 кустарников. Получается, что увидеть сквер таким, как задумали авторы проекта, мы сможем только в следующем году.

Источник: aif.ru