Можно ли научить чиновника улыбаться? Как Москва стала удобной для горожан

100 млн часов  экономии

Многолетняя очередь в дет­ский сад и ночные дежурства накануне записи в первый класс, засилье таксистов-нелегалов и бесконечные жалобы на управдома – всё это было яркими приметами Москвы лет 7-8 назад. Как же удалось от них избавиться? Для начала перестали говорить: «Это невозможно!» И начали искать выход из положения. 

Первыми канули в Лету долгие очереди за справками и метания жителей между разными госучреждениями. Как всё кардинально изменилось за несколько лет, пошагово объяснил в своём блоге мэр Москвы Сергей Собянин (см. инфографику). Одновременно столица запустила мощный онлайн-сервис для оплаты пошлин и услуг, сделав его максимально удобным для горожан. Сейчас на портале mos.ru работают 222 услуги и сервиса (первоначально было 11). На начало 2018 г. горожанами создано 6,5 млн виртуальных личных кабинетов. Причина по­пулярности проста – электронный формат экономит москвичам 100 млн часов в год и позволяет получать услуги круглосуточно.

Нажмите для увеличения

Одна из самых востребованных возможностей – онлайн-запись на приём к врачу (благодаря внедрению в 2011-м единой медицинской информационно-аналитической системы). Электронная регистратура сократила очереди в поликлиниках в 2,5 раза, через удалённые каналы еженедельно «бронируют» время приёма 700 тыс. человек. «Очень важно, что постоянно растёт количество москвичей, которые предпочитают удалённые каналы доступа для записи в поликлинику. На сегодня 30% пациентов пользуются этой возможно­стью», – объясняет руководитель столичного Департамента здравоохранения Алексей Хрипун. 

Особенно удобны электронные услуги родителям. Записать ребёнка в детсад и школу, оформить соцкарту, выбрать кружки и секции, проверить оценки в электронном дневнике, заказать бесплатную путёвку в дет­ский лагерь – всё это можно сделать не выходя из дома. 

Барство? Нет. Привычная опция? Да. Внедрить такую систему можно в любом регионе. Более того, именно в  регионах она очень и очень нужна, чтобы людям не приходилось ехать из сельской местности в города лишь для того, чтобы попытаться получить талон к врачу. 

170 в одном. В «Моих документах» теперь можно и зарегистрировать машину

Подробнее

И шашечки, и ехать

Ещё одна «вечная» проблема, о которой москвичи уже подзабыли, – это нелегальный общественный транспорт. «Джихад-такси» и бешеные «газели» частников, не знающих ПДД, – их ругали все пассажиры, но пользовались услугами нелегалов, потому что альтернативы не было. В 2011-м город объявил войну подпольным бомбилам и ввёл лицензирование. Сейчас Москва входит в тройку мировых мегаполисов с самой низкой стоимостью одного километра поездки на такси (по международному рейтингу Taxi Price Index 2017). Ежедневно перевозится 715 тыс. пассажиров. И любой из них может проверить, легальная ли машина приехала по вызову. Как? Просто «пробив» регистрационный номер автомобиля на портале mos.ru. Там есть сервис, где собрана информация обо всех 46,7 тыс. разрешениях, действующих на данный момент.

С коммерческими маршрутками произошла примерно такая же история. С частными компаниями, готовыми работать по цивилизованным правилам, были заключены госконтракты. Разбитые «газели» уступили место синим автобусам, которые ездят по утверждённым городом маршрутам и в которых принимаются все льготные проездные, действующие в Москве. Рукописные объявления «В салоне есть 1 место для бесплатного льготника!» остались в прошлом.

Централизация услуг и пристальный надзор за подрядными организациями стали для мегаполиса нормой во всех сферах. Даже жилищно-коммунальные услуги удалось подчинить общегородским правилам. С 2016 г. подавляющее большинство домов «привязали» к единому диспетчерскому центру. Теперь достаточно набрать многоканальный номер 8 (495) 539‑53‑53, чтобы решить любую жилищно-коммунальную проблему в доме, неважно, в каком районе он находится. Более того, заявителям потом перезванивают и спрашивают, хорошо ли у них починили доводчик на двери в подъезде, действительно ли вкрутили лампочки в холле и почистили мусоропровод. Автоматически идёт и анализ поступающих жалоб: если заявки постоянно повторяются, управляющую компанию наказывают рублём, а могут и вообще от её услуг отказаться, расторгнув контракт на обслуживание. Актуально ли это для любого региона России? Безусловно, да.

Источник: aif.ru