Генеральный директор ГК ЦРТ Дмитрий Дырмовский отметил, что в Петербурге можно приобщиться не только к особой культуре, но и к передовым технологиям, которые представляют город и страну на глобальном рынке.
«Сегодня ИИ помогает решать критически важные задачи, — отметил эксперт.— Освобождает медицинских специалистов от рутины — позволяет заполнять протоколы голосом. Совершенствует государственные и бизнес-сервисы, улучшая клиентский опыт, и шире — делает жизнь безопаснее и комфортнее в масштабе городов и стран. Петербургский R&D достойно представляет город и страну на международном рынке и продолжит развитие. Ответ на новые вызовы зависит от синергии государства, ученых, технологических компаний, университетов, и, конечно, студентов. Предстоит интересная совместная работа!»
«Мы участвуем в чемпионате ради популяризации искусственного интеллекта среди студентов и школьников, которые в будущем, надеюсь, станут сотрудниками нашей компании, — поделился руководитель ГК «Росохрана» Андрей Афанасьев . — Отметили для себя фамилии победителей — наши кадровые подразделения будут очень внимательно следить за их образовательной траекторией».
Как нейросети боролись за победу
Чемпионат SPb AI Champ’21 не зря называется открытым. К участию допускали всех желающих — неважно, какие у них были знания и оценки. В ходе первого ознакомительного раунда искусственный интеллект мог создать даже тот, у кого не было опыта в построении нейросети, но очень хотелось попробовать. В этом юным программистам помогали наставники. Всего в ходе ознакомительного этапа состоялось 82 000 тренировочных игр.
В квалификационном раунде встретились те, кто претендовал на получение призов (а фонд чемпионата, к слову, был солидным — 2 250 000 рублей). Участники технологического баттла создавали нейросети, которые соревновались с разработками соперников, решая поставленные задачи. Причем юным программистам приходилось корректировать стратегии, изменять программные коды и действовать в постоянно усложняющихся условиях. Внешне это напоминало обыкновенную компьютерную игру про космическое пространство, где участники боролись за ресурсы, воевали, что-то производили.
Итогом второго этапа стал топ-60 участников, чьи алгоритмы были признаны сильнейшими.
В полуфинал е каждый бился уже не сам за себя: с этого этапа соревнование стало командным. Группировались по трое: 16 команд студентов и 9 — школьников. Объединялись не только по принципу «мой вуз»/«моя школа». Многие капитаны «взяли на борт» тех, с кем познакомились уже во время игры. К слову, участники выбирали не только товарищей по игре, но и язык программирования. Предпочтения оказались такими: NodeJS 16 (1 место), Python 3.9 (2 место), C++ 20 и Java 17 (3 место).
В чемпионате не было жюри — чей алгоритм набрал больше очков, тот и победил. Оценка результатов работы команд была объективной, потому что происходила в автоматическом режиме. В результате в финал попали по шесть команд от обоих возрастных категорий.
«Наши ожидания были превышены, — признался проректор СПбГУТ по цифровой трансформации Антон Зарубин . — Ребята молодцы, они показали отличный уровень подготовки. Причем школьники-победители соревновались практически на уровне студентов».
Кто выиграл 600 000
Студенты
1 место. AI DUNGEON S(P)ACE MASTERS: Алексей Костюченко, Милана Кондакова (оба — МГТУ им. Баумана), Всеволод Суворов (Южный федеральный университет). 600 000 рублей
2 место. Oolong: Артур Еремов, Иван Киселев, Матвей Абрамов (все — университет Иннополис). 420 000 рублей
3 место. Unnamed: Алексей Чулков (ИТМО), Егор Сергеев (Высшая школа экономики), Максим Терехов (Военно-космическая академия им. Можайского). 240 000 рублей.
Школьники
1 место. DedLine: Арсений Сураев (школа №16 г. Электросталь), Егор Королев (Санкт-Петербург), Кирилл Пупков (г. Пермь). 300 000 рублей
2 место. Трое из тридцатки: Дмитрий Ремпель (г. Томск), Леонид Михайлов, Сергей Захаров (Губернаторский физмат лицей №30, г. Санкт-Петербург). 210 000 рублей
3 место. 179 NaVi: Антон Черный, Илья Бурков, Илья Кондаков (все — г. Москва). 120 000 рублей
«Мы сидели днями и ночами, просто сутки тратили на это дело, — рассказал на церемонии награждения капитан победившей команды студентов Алексей Костюченко. — Было очень интересно и действительно круто».
На вопрос, приносит ли счастье девушка в команде, капитан парировал: «Не только счастье, она еще и баги фиксит». Как позже признались ребята, именно Милана увидела «Вконтакте» объявление о чемпионате и организовала друзей. К слову, студентка из Бауманки была не единственной девушкой не только на соревнованиях, но и в финале.
Победителям — не только слава и почет. Классные кейсы в портфолио, внимание будущих работодателей, первый гонорар — и не маленький — тоже в их «копилке». SPb AI Champ’21 действительно стал вехой для петербургской высшей школы и профессиональной отрасли.
«Технологии искусственного интеллекта — реальность 21 века, — подвел итог ректор университета телекоммуникаций Сергей Бачевский. — От того, какими они будут и кто с ними работает, зависит качество нашей жизни. Для нас как университета проведение чемпионата по ИИ — это вклад в подготовку программистов завтрашнего дня».
А впереди — SPb AI Champ’22. Будущим компьютерным гениям — приготовиться.
Материал подготовлен специально для Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
Фотографии предоставлены пресс-службой Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича